О музыкѣ чувашъ ][ Спиридон Михайлов



Музыка у всѣхъ народовъ и во всѣ времена составляла неотъемлемую принадлежность увеселеній и забавъ, съ тою разницею, что каждый народъ, болѣе или менѣе придавая ей оттѣнки своего природнаго характера, любилъ выражать въ ней внутреннюю жизнь, и тѣмъ обнаруживалъ степень своего нравственнаго образованія.

Чуваши имѣютъ также свою музыку. О пузырѣ ихъ, кажется, нечего много говорить: онъ, я думаю, всякому извѣстенъ, но скажу, что этотъ инструментъ есть у нихъ самый древнѣйшій. Звуки пузыря у Чувашъ затрагиваютъ сердца красавицъ, когда пузырникъ играетъ заунывно и мелодіею своей напоминаетъ имъ по возлюбленномъ, тоскующемъ по своей любезной. Пузырникъ у Чувашъ волшебникъ. Вовремя свадебъ больше всѣхъ отличается онъ, и если музыкантъ холостъ, то онъ совершенный побѣдитель красавицъ: ему онѣ всѣ подчинены и покорны. Думаютъ Чуваши, по своему суевѣрію, что пузырникъ можетъ колдовать и привораживать силою пузыря къ себѣ дѣвицъ. Никто изъ Чувашъ не можетъ съ нимъ ссориться, когда онъ играетъ на свадьбѣ, а развѣ только можетъ соперничать съ нимъ подобный же ему музыкантъ. Когда на свадьбѣ случится два или три музыканта, то они стараются побѣдить другъ друга своею игрокъ и тѣмъ заслужить уваженіе общества. При такомъ дуализмѣ не жалѣютъ они силъ, весь духъ свой напрягаютъ въ пузырь, отъ каковой натуги часто случается, что у иного музыканта открывается кровотеченіе изъ носу и рта, и наконецъ, истощивъ послѣднія силы, онъ падаетъ замертво, какъ одурелый. Побѣдитель торжествуетъ, а Чуваши приписываютъ, что онъ побѣдилъ чародѣйствомъ посредствомъ пузыря; тутъ уже не жалѣютъ волшебнику винца и пивца, а черезъ плечо холстика, онъ едва успѣваетъ приниматъ отъ угощающихъ стойки и ковши съ напитками, которыми обливаетъ весь передъ своего щегольскаго кафтана, отъ неосторожнаго употребленія ихъ. Когда же довольно наберется хмѣлю, падаетъ и самъ замертво, поручивши играть другому пузырнику, который уже отличается одинъ и доканчиваетъ свадьбу или другой тому подобный пиръ. Одурѣвшіе пузырники проспавшись, не затѣваютъ между собою никакой ссоры, убѣдясь, что побѣда можетъ быть одержана и надъ хорошимъ музыкантомъ. Конечно могутъ быть побѣждены и оба соперника, если черезъ силу станутъ надувать свои пузыри и часто опоражнивать стойки съ виномъ и корги (ковши) съ пивомъ. Здѣсь было бы кстати поговорить о чувашскихъ свадьбахъ, но о нихъ хочу я представить особую статью, съ присоединеніемъ свадебныхъ пѣсенъ.

Сказалъ я уже, что пузырь у Чувашъ древняя музыка(*), но они разсказываютъ, что встарину были у нихъ пузыри не съ оловянными стволами, какъ нынѣ, а съ кленовыми и даже съ тростниковыми; были они небольшіе и играли на нихъ хуже нынѣшнихъ музыкантовъ, потому что устроены они были не болѣе какъ съ четырьмя или пятью ладами. Каковые пузыри и теперь еще у нѣкоторыхъ пузырниковъ хранятся, какъ древность; нынѣ же есть пузырники, умѣющіе играть на восьми ладахъ, и таковые считаются у нихъ первыми пузырниками. Поясню еще объ этихъ музыкантахъ: если случится пузырнику бурлачить на судахъ, то онъ и музыку свою беретъ съ собою, какъ необходимую принадлежность, для утѣхи товарищей своихъ, подобныхъ ему Чувашъ; а когда бѣжитъ судно парусомъ мимо отеческихъ предѣловъ музыканта, то онъ непремѣнно начинаетъ играть на пузырѣ, взлезши на мачту (райну) и тамъ продолжаетъ утѣшаться и выражать грусть по родинѣ, пока не минуетъ свою сторону. Онъ притомъ думаетъ, что съ крутыхъ береговъ Волги слушаютъ игру его любезныя ему дѣвицы, что самое и дѣйствительно случалось замѣчать: чувашскія красотки, стоя на высокихъ горныхъ берегахъ рѣки Волги, провожаютъ ненасытными взорами своего Орфея съ тоскою, воображая себѣ, что онъ къ нимъ не воротится, что будетъ поглощенъ волнами матушки Волги, сожалѣютъ, что онъ бѣденъ, употребилъ себя на такую тяжкую работу, пошелъ въ бурлаки. У многихъ зрительницъ въ это время показываются даже и слезы на глазахъ; проводивши взорами своего любезнаго музыканта, онѣ разсказываютъ дома подругамъ своимъ, что пузырникъ такой-то пролетѣлъ по Волгѣ на парусахъ, и игралъ на мачтѣ въ пузырь жалобно: вѣроятно, уже онъ не воротится къ свадьбамъ.

Впрочемъ, пузыри у Чувашъ постепенно начинаютъ изчезать; они остаются только на свадьбахъ и другихъ всеобщихъ шумныхъ пирахъ, на которыхъ нельзя употреблять тихозвучной музыки, по случаю гайканья и нестерпимаго шуму, а гдѣ пиръ дома безъ содома, заступаютъ мѣсто пузыря гусли, называемыя по-чувашски кюсле. Здѣсь, въ Козьмодемьянскомъ уѣздѣ, отличныя дѣлаютъ чувашскія гусли, не стыдно ихъ представить и на выставку сельскихъ произведеній» Мастера таковые находятся въ с. Маломъ Орининѣ и д. Большой Орининой. Дѣлаются ими гусли по заказу и на продажу въ 25 и 35 струнъ, съ прекрасною отдѣлкою. Хорошія гусли стоютъ 1 р. сер., а хуже отъ 40 до 80 коп. серебр. Есть гусли самыя маленькія въ 15 струнъ; онѣ стоютъ не болѣе 15 к. сер. Но можно сказать, что въ Козьмодемьянскомъ уѣздѣ довольно много изъ Чувашъ и хорошихъ игроковъ на гусляхъ, въ особенности изъ числа грамотныхъ молодцовъ; сіи послѣдніе играютъ на гусляхъ почти всѣ русскія плясовыя и хороводныя пѣсни и даже вальсы, экосесы и прочія тому подобныя штуки. Если игрокъ хорошъ, да хорошія гусли, право, безпристрастно говоря, музыка не уступитъ торбану. Носятся слухи, что теперь есть уже въ Москвѣ одинъ игрокъ на этихъ гусляхъ и получаетъ жалованья отъ хозяина одного заведенія до 500 руб. ассигнац. Тамъ, конечно, инструментъ сей на диво, и платятъ игроку деньги, можетъ быть, не столько за игру, сколько за нововывезенвый инструментъ. Кромѣ гуслей, есть у Чувашъ и скрыпки, и балалайки, но они нынѣ не въ большомъ уже употребленіи; гусли перебили имъ дорогу, и теперь волшебники – пузырники смотрятъ косо на нихъ, какъ на зловѣщую птицу, отнимающую у нихъ честь и корысть. Повторю еще, что на гусляхъ много игроковъ и простыхъ неграмотныхъ Чувашъ, которые умѣютъ играть Русскую барыню, И шумитъ и Чижикъ, но только они слова коверкаютъ по-своему, напримѣръ: Чишка, чишка! кте ты булъ? Чаракрада выно былъ; выпалъ румка, выпалъ тва, сошумѣлъ мой колова, то есть: Чижикъ, Чижикъ! гдѣ ты былъ? —Въ Царѣградѣ вино пилъ; выпилъ рюмку, выпилъ двѣ, зашумѣло въ головѣ. — Умѣютъ играть такія пѣсни и нѣкоторыя изъ дѣвицъ чувашскихъ.

Не знаю почему гусли сіи Русскіе называютъ чувашскими; напрасно они присваиваютъ ихъ Чувашамъ: у нихъ не было прежде, кромѣ пузыря, гуслей, а, по всей вѣроятности, они переняли ихъ отъ нихъ же, Русскихъ, съ нѣмецкихъ гуслей, такъ какъ конструкція почти одинакова, кромѣ того только, что у Чувашъ онѣ дѣлаются ручными, т. е. можно ихъ носитъ съ собою куда угодно. Здѣсь, въ Козмодемьянскѣ, на дѣвичьихъ вечеринкахъ теперь не увидишь уже балалаички или другой какой-либо тому подобной музыки, а только звучатъ однѣ гусли; кто же, вы думаете, играетъ на нихъ, неужели Русскій? —Нѣтъ, на гусляхъ играетъ, душу красной дѣвицы пробуждаетъ, чувашскій молодчикъ (*).

Козмодемъянскаго Земскаго Суда
переводчикъ Чувашскаго языка Спиридонъ Михайловъ.

(Изъ Каз. Губ. Вѣд. 1852 г. № 31).


(*) По-чувашски пузырь называется шипыръ, правильнѣе шибыръ, а у Калмыковъ Забыра есть дудка изъ тростника. Не отъ Калмыковъ-ли первоначально возникъ чувашскій шибыръ, такъ какъ и у Чувашъ прежде стволы были изъ клена или тростника, каковые нынѣ употребляютъ только одни мальчишки, начинающіе обучаться пузырной музыкѣ?

(*) Самые лучшіе игроки считаются въ г. Ядринѣ; Козмодемьянскіе выучились отъ тамошнихъ; но зато нѣтъ тамъ мастеровъ, умѣющихъ дѣлать гусли такъ хорошо, какъ у нашихъ оринивскихъ Чувашъ.

Advertisements

Шухăшăра пĕлтерĕр

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s