Ĕмĕрсен чикки

Новописьменная литература развивается с начала 70-х гг. XIX в. на основе созданной выдающимся чувашским просветителем И. Я. Яковлевым (1848–1930 гг.) письменности. Открытие им Симбирской чувашской школы (1868 г.), составление алфавита, издание букваря, книг для чтения, учебников, открытие десятков сельских школ стали началом нового этапа просветительства, которое охватило самые широкие слои чувашского народа. Яковлев разработал и внедрил в практику совершенно новую и перспективную просветительско-педагогическую систему, в основу которой был положен родной чувашский язык обучающихся. Первые оригинальные образцы новописьменной художественной литературы (рассказы и притчи И. Яковлева, Игн. Иванова) созданы на основе обработки фольклорных сюжетов и мотивов (70-е гг.). В 80–90-е гг. зарождается жанр повести («Сыт человек, а глаза голодны» И. Юркина, «Моя жизнь» С. Чундерова), а в поэзии усилились эпические тенденции (баллада «Леший» Мих. Федорова). На рубеже XIX–XX вв. обозначились основные контуры целостного историко-литературного процесса, который объединял десятки прозаиков, поэтов, драматургов, публицистов. Литературное развитие полнокровно подпитывали «гнезда» чувашской культуры, возникшие в Казани (во главе с Н. Никольским), Симбирске (И. Яковлев), Самаре (Д. Филимонов), Уфе (Г. Комиссаров (Вандер). В Симбирской чувашской учительской школе в начале XX в. сформировалась своеобразная литературная школа, объединявшая целую плеяду литераторов, выдающимся представителем которой был К. В. Иванов, автор классической трагедии «Нарспи» (1908 г.).  [Артемьев]

лит-ра чуваш. народа; зародилась во 2-й пол. 19 в. До этого (за исключением немногочисл. памятников древней письменности) у чувашей бытовал лишь богатый и разнообразный фольклор. Большая заслуга в развитии Ч. л. принадлежит выдающемуся просветителю И. Я. Яковлеву (1848—1930): в 1872 был отпечатан его «Букварь для чуваш», к-рый стал первой нац. книгой, первой антологией молодой Ч. л. (в 70—90-х гг. переиздан более 20 раз). Кроме учебного материала, букварь содержал небольшие рассказы, загадки, ок. 400 пословиц и поговорок. Яковлев перерабатывал народные и писал оригинальные рассказы, переводил на чуваш. яз. произв. Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова. Одновременно и вслед за ним выступили И. И. Иванов (1848—85), М. Ф. Федоров (1848—1904), И. Н. Юркин (1863—1943). Жизнь, быт и психология чуваш. крест. бедноты раскрыты Федоровым в балладе «Леший» (1879, опубл. 1908). Федоров положил начало критич. реализму в Ч. л. [ФЭБ]

Çыравçăсем / Хайлавсем

Алексей Милли
Ваççа Аниççи
Вантер Курийĕ
Василий Мач
Георгий Тал-Мăрса
Григорий Тяммин
Иван Яковлев: “Ача-пăча калавĕсем” “Чăваш халăхне панă халал” “Мухтав юррисен кĕнеки”
Иван Юркин
Каринкке Кавĕрли
Игнатий Иванов
Максим Арзамасов
Якку Турхан
Михаил Федоров: “Арçури” (1879)
Константин Иванов: “Нарспи” “Хальхи самана”
Михаил Акимов (Тетчĕри)
Тайăр Тимкки
Тарас Кириллов
Николай Шелепи
Николай Шупуççынни
Гаврил Коренков
Трубина Мархви
Турхан Хĕветĕрĕ
Турхан Энтри
Турхан Яккăвĕ
Федор Павлов


Артемьев: Артемьев, Ю. М. Чувашская литература / Ю. М. Артемьев // Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2001. – С. 471-473.

ФЭБ: Краткая литературная энциклопедия. Дедушкин – http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-5511.htm